Рис1 Ботайская лошадь

Ботайские лошади, относятся к энеолитической Ботайской культуре (около 3500 года до н. э) Получили название по одноименному поселению Ботай. Ботай — это энеолитическое поселение (4-3 тысяч до н. э.), расположенное на правом берегу реки Иман-Бурлук в Айыртауском районе Северо-Казахстанской области. Поселение, существовавшее примерно шесть тысячелетий назад, было открыто в 1980 году. Позже было найдено еще несколько похожих поселений, удаленных друг от друга, что позволило говорить о ботайской культуре.( относится к неролитическому периоду)., Это самые древние домашние лошади. являются близкой родней лошадей Пржевальского, а к современным домашним лошадям никакого отношения не имеют.
Рис2 Поселение Ботай

Ботайцы частично приручили местных диких лошадей, но использовали их только в гастрономических целях. Ботайцы исчезли, а их лошади то ли вымерли, то ли одичали и стали лошадьми Пржевальского.
Начиная с середины V тысячелетия до н. э. численность предков диких лошадей, обитавших в степях северо-восточной части нынешнего Казахстана стала быстро расти. Это было связано с особо благоприятными климатическими условиями: осадков выпадало много , степь покрыта травой, но при этом не зарастала лесом. Это позволило людям создать здесь систему хозяйства, почти целиком основанную на добыче диких лошадей. К середине IV тысячелетия до н. э. климат испортился, и лошадиная популяция начала сокращаться. Ботайцы стали содержать лошадей в загонах и попытались их разводить в неволе. Однако решающего шага от частичного репродуктивного контроля к полному одомашниванию ботайцы так и не сделали. Никакой особой породы с ценными свойствами ботайцы не вывели. Лошади не использовались в транспортных целях, а служили лишь источником мяса и молока. Впрочем, по молоку данные неоднозначны: следы кобыльего молока обнаружены на ботайской керамике, но не в зубном камне самих ботайцев. Эта ранняя попытка коневодства не имела больших последствий. Ботайская культура исчезла, а дикие родичи ботайских лошадей продолжали скакать в степях и дожили до наших дней (в виде лошадей Пржевальского).